Как и большинство родителей, вы со всей серьезностью воспринимаете свою обязанность обеспечить хорошую посещаемость занятий и способны впасть в ярость или уныние, когда ребенок наотрез отказывается идти на урок. Если вы чувствуете, что непременно должны «победить» в этой «битве», в мгновение ока ситуация может обернуться в жестокое противоборство между вами и вашим отпрыском. Но поддаться собственным эмоциям и страхам гораздо проще, нежели действовать продуманно и расставить все на свои места.
Когда ваш ребенок регулярно пропускает занятия, можно почувствовать себя белкой в колесе: столько сил потрачено ради его благополучия, но, кажется, совершенно бессмысленно. Раздраженным родителям приходится прибегать к принуждению, заставляя ученика собраться в школу и всю дорогу слушая, как тот во весь голос выражает обиду и недовольство. Эта проблема способна лишить терпения многих.
Ключом к решению является правильный подход: не вступайте в борьбу с ребенком, но внимательно изучите причину его бунтарского поведения. Дети не научатся решать свои проблемы эффективно, если вы продолжите вести с ними это противоборство, однако обострение и без того негативной ситуации гарантировано.
Встречаются и такие родители, которые отвечают на детское упорство криками и руганью, забирая у ребенка все, что доставляет ему радость и удовольствие. Они пытаются держать своих детей под контролем, но лишь создают в неокрепшем уме опасные установки. Их чадо получает стимул упорствовать еще настойчивее, показывая, что власть родителей не является абсолютной. Необходимо смотреть вглубь проблемы и помогать ребенку разобраться в сложившейся ситуации. Иногда дети так выматывают своих родителей, что те окончательно сдают позиции: они позволяют прогуливать уроки, поскольку не знают, как в корне изменить положение дел.
Почему дети ненавидят школу?
Согласно статистическим данным, собранным психологами, отказывающихся посещать школу детей можно разделить на четыре группы:
• учащихся, подвергающихся издевательствам или не способных наладить отношения со сверстниками;
• учеников, испытывающих затруднения со школьным материалом, в результате чего каждое занятие становится пыткой;
• тех, кто не желает придерживаться правил и подчиняться воле учителя;
• детей, подверженных различным тревогам: боязни разлуки с родителями (встречается у младших школьников), страху перед проверкой знаний, беспокойству о том, что происходит дома и т. д.
Если вы подозреваете, что ребенок страдает от депрессии или тревожного расстройства, обратитесь к специалисту за поддержкой и дальнейшими указаниями.
При возникновении проблем социального или учебного характера всегда есть нечто, что способно изменить ситуацию к лучшему. Важно понимать необходимость оказать ребенку моральную поддержку и позволить ему почувствовать себя вершителем собственной судьбы.
Как изменить положение к лучшему?
Проникните в суть вопроса. Нередко корнем проблемы становится отсутствие необходимых навыков у ребенка. Например, он отстает от класса, но не знает, как начать разговор с учителем и попросить о помощи. Чтобы уяснить настоящую причину, придется потратить некоторое время на переговоры.
Отдавайте приоритет вопросам, которые начинались бы со слов «что», «как» и «когда». Вы можете спросить, что чувствует ребенок, когда учитель дает сложный материал, или что заставляет школьника ощущать гнев или обиду. Получить полезную информацию можно у сотрудников вашего учебного заведения: они видят то, что недоступно вашему глазу, и могут рассказать гораздо больше, чем поведает вам ученик.
Контролируйте поведение ребенка не только дома, но и в школе. Воспринимайте школьных учителей как своих союзников: они не только могут предложить вам иную точку зрения на происходящее, но и преследуют с вами общую цель. Им небезразличен учащийся – они хотят, чтобы он рос и развивался, как в плане получения знаний, так и в плане личностных качеств. Чтобы помочь детям преодолеть трудности, необходима заинтересованность не только со стороны учителей, но и родителей: расслабиться и переложить с себя ответственность не получится.
Работайте в команде, чтобы полностью устранить причину, побуждающую ребенка прогуливать занятия. Если вы не знаете, что делать, обратитесь за руководством к опытному преподавателю – ему могут быть известны эффективные методики, о которых вы не слышали раньше.
Поддерживайте и стимулируйте ребенка, отмечая его успехи, даже если это совсем небольшие шаги на пути к цели. Дайте ему понять, что вы высоко цените его попытки стать лучше, разработайте систему поощрений. Методика позитивной мотивации, позволяющая ребенку получить нечто особенное за ежедневное посещение школы, принесет большую пользу детям, подверженным тревожным состояниям.
Младшие школьники легко приспосабливаются к окружающей обстановке, а поэтому они способны приобрести все необходимые навыки для нормального взаимодействия с окружающими при поддержке взрослых. Не забывайте, что совместная работа с учителем или школьным психологом способна дать ощутимый результат там, где в одиночку вы почти бессильны. Предлагайте свою поддержку и не бойтесь просить о помощи, когда это необходимо.
Навалихина В.И – педагог-психолог