Матерный язык, как разновидность «арго», давно уже прочно закрепился в фольклоре, а затем и в литературе, не говоря уже о разговорном жанре. Вульгаризм «вашу мать» дал название всему пласту языка. Матом сегодня ругаются не только взрослые, но и школьники разного возраста. Как учителю к этому относиться, реагировать или нет? Об этом статья.
Последние исследования под руководством академика В. Янина доказали, что мат есть продукт исконно русский и не имеет отношения к татаро-монгольскому игу, как принято было считать прежде. Это подтверждается и археологическими находками 2003–2005 гг., относящимися к дотатарскому периоду Древней Руси.
В чем же загадка «прилипчивости» арго? Все дело в том, что это довольно емкий, по-своему образный пласт языка, к тому же довольно эмоциональный: два-три слова – и всем все понятно. Что характерно: все арго в речи не используется. Востребованными остаются лишь семь–десять существительных, примерно столько же согласованных с ними прилагательных, несколько наречий и пять–семь глаголов с таким же количеством отглагольных форм. Вот в общем-то и все. Редко можно встретить большую вариативность и художественную изобретательность в измышлении новых словоформ, тем белее в детской речи. Дети, в свою очередь, подобно Эллочке-людоедке, обходятся десятком слов, употребляя их в анекдотах, в процессе игры и «наскальной живописи». Правда, следует признать, что дети используют жаргон произвольно, прекрасно понимая, что ругаться плохо. Самым простым ответом на наш вопрос о причинах ругани было бы: ругань взрослых. Но это решает проблему лишь отчасти. Во-первых, неосознанное речевое подражание свойственно младшему возрасту (от двух до пяти лет), к тому же не так много семей, где матом разговаривают, а не ругаются. Во-вторых, если предположить, что все от старших, то они-то, в свою очередь, «набрались» этой «бяки» от своих родителей; и т.д. Наконец, перекладывая вину на окружение, мы согласно наработкам отечественной психологии умаляем активность и ответственность самого ребенка в процессе онтогенеза. Так как же быть?
Весь смысл в том, что каждый возраст имеет разную мотивацию употребляемых выражений. Как показали исследования психологов, для детей трех–пяти лет жаргонизмы не являются чем-то негативным, они просто «калькируются» ребенком наравне с другими понятиями.
В возрасте пяти–семи лет основным мотивом выступает бунт против устоев того, «как надо» (себя вести, говорить и т.д.). Все это дети употребляют произвольно, т.е. осознанно, по желанию.
К восьми годам и до десяти–двенадцатилетнего возраста дети прекрасно «фильтруют», где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон употребляется в среде сверстников как акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые» (по аналогии с курением).
В определенный период детства это даже помогает осваивать мир: арго в какой-то степени берет на себя две главные функции языка – коммуникативную и познавательную.
Обратите внимание: в основном в кругу обсуждения – половая система человека, функция воспроизведения потомства и генитальная тематика – то есть то, что в ранние исторические времена было скрыто от человека завесой тайны и считалось «сакральным» (тайным): детородная функция, процесс оплодотворения выливались в фаллический культ плодородия – вспомните Древнюю Грецию, Китай и Египет.
Неосознанная попытка упростить эти понятия, чтобы они стали «своими», «доступными», делается детьми на уровне вульгаризмов.
У детей это выражено просто, как дом на бумаге: «нарисуем – будем жить». И «нельзя» сразу становится «можно». Понарошку. Как игра. И не надо думать и напрягаться. Эдакий «фастфуд» языка – быстро и невкусно, как еда на ходу.
К двенадцати–четырнадцати годам ребята используют арго в основном для выхода эмоций и в анекдотах – мат не удовлетворяет всех потребностей культурного освоения пространства.
Нам, педагогам, порой приходится довольно трудно в щекотливых ситуациях, связанных с проявлением детской ругани.
Вот несколько рекомендаций, которые, возможно, могут вам пригодиться.
1. На стадии появления первых слов (стадия подражания) постарайтесь, чтобы жаргонизмы вообще не звучали в ближайшем окружении малыша.
2. Если «нехорошие» слова все же появились в детской речи, в доверительной беседе выясните, что означают они для ребенка (пусть даже нарисует и объяснит их значение). В большинстве случаев малыш сам не знает что говорит.
3. Применительно к подросткам психологи иногда советуют пойти «от противного». Например, дать почитать словарь ненормативной лексики. Однако мы не советуем применять этот метод к младшим школьникам. Целесообразно противопоставить личную культуру и авторитет учителя, дать понять, что в классе ругаться не принято и подобное поведение в любом случае не встретит поддержки.
4. Наконец, если ребенок не понимает никаких объяснений, регулярно ругается и делает это непроизвольно, то, вероятнее всего, потребуется вмешательство специалистов-нейропсихологов.