Ситуация экзамена волнует всегда. Это серьезная проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.
В юности опыт серьезных жизненных испытаний еще невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому экзамены порой превращаются в пытку и приносят настоящие страдания. А можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного напряжения, страхов и слез? Психологи убеждены, что это вполне возможно.
Откуда берется экзаменационный стресс?
По мнению специалистов, он порождается
- интенсивной умственной деятельностью,
- нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками,
- а также нарушением режима сна и отдыха.
Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса — это отрицательные переживания.
Экзаменационный стресс — один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.
В нашей школе подготовке к сдаче экзаменов придаётся большое значение. Работа проводится в течении всего учебного года и сотрудники психологической службы принимают активное участие в данном направлении. Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки к экзаменам ведется по двум направлениям: научить школьников учиться и научиться справляться с эмоциональными переживаниями. Эта работа ведется с начала учебного года совместно с педагогами.
Учащимся дается информация и рекомендации, как распределить учебный материал для подготовки в течение подготовительных занятий. Выделяются различия в подготовке к устным, письменным экзаменам и ЕГЭ. Психологами разработана и отрабатывается на занятиях целая серия рекомендаций по подготовке к экзаменам: «Ни пуха ,ни пера»,»Экзамен без стресса»,»Как подготовиться к сдаче ЕГЭ»,»Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ», «Что делать?», «Релаксация как один из методов снятия стресса».Кроме того, данные рекомендации размещаются на информационном стенде и каждый желающий может взять их в личное пользование.
Целью второго направления работы является обучение стратегиям поведения в стрессовой ситуации экзамена. Вырабатывается конструктивное отношение к экзаменам учеников, педагогов, родителей не как испытания, а как возможности проявить себя, улучшить оценки за год, приобрести опыт подготовки и сдачи экзаменов. Роль психолога -помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамен; снизить экзаменационные страхи, тревогу; обучить эмоциональной саморегуляции при сдаче экзаменов. Для этого используются беседы с детьми и родителями, тренинги обучения способам саморегуляции.
В нашей школе в марте были проведены тренинги с учащимися 9 классов педагогом-психологом Тырышкиной Л.В. В апреле проводятся занятия с элементами тренинга с учащимися 11 классов педагогом-психологом Навалихиной В. И. Надеемся, что полученные знания помогут учащимся справится с предстоящими испытаниями успешно!