Поддержка– это психотехнический прием, являющийся основным мотивирующим фактором учения, т.е. этот навык помогает нам решить злободневную проблему – проблему школьной мотивации.
Поддержать ребенка — значит верить в него.
Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.
Взрослые часто помнят прошлые неудачи и используют их
против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, или когда я покупала тебе игрушки ты никогда их не убирал . Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».
Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
— забыть о прошлых неудачах ребенка;
— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
— позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, может специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Помогите выбрать ребенку те задания, с которыми он действительно справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова разочарования:
— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
— Ты мог бы сделать это намного лучше.
— Эта идея никогда не сможет быть реализована.
— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); 2.высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи»,«Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
3.прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
4.совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
5.выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Одно из правил жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого.
Составители:
Навалихина В.И. –педагог-психолог
Тырышкина Л.В. –педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов»,
Школьное структурное подразделение
«центр содействия и укрепления здоровья обучающихся»
«Психологическая поддержка
как способ улучшения взаимоотношений между взрослыми и детьми».
(Рекомендации для педагогов и родителей)
Кемерово,2014