Психологическая поддержка

Поддержка– это психотехнический прием, являющийся основным мотивирующим фактором учения, т.е. этот навык помогает нам решить  злободневную проблему – проблему школьной мотивации.

Поддержать ребенка — значит верить в него.

Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.

Взрослые часто помнят прошлые  неудачи  и  используют  их

против ребенка.  Примерами  такого  оценивания  являются  утверждения  типа: «Когда у тебя была собака, ты  забывала  кормить  её,  или когда я покупала тебе игрушки ты никогда их не убирал . Такой акцент может породить у  ребенка ощущение преследования.  Ребенок  может  решить:  «Нет  никакой  возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы  показать  веру  в  ребенка,  взрослый  должен  иметь мужество и желание сделать следующее:

— забыть о прошлых неудачах ребенка;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

— позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят  в него, в его способность достичь успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том,  чтобы  создать  ребенку  ситуацию  с  гарантированным успехом. Возможно, это  потребует  от  взрослого  некоторого изменения  требований  к  ребенку,  но  дело  того   стоит.   Например, может  специально  создать  такую ситуацию,  которая  поможет  развитию  у  ученика  чувства  адекватности   и самоценности.  Помогите выбрать ребенку  те задания, с которыми он действительно справиться, и  затем  дать  ему  возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает  успех  и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

 Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить  большие  задания  на  более  мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

 

Существуют слова, которые  поддерживают  ребенка,  и  слова,  которые разрушают его веру в себя.

Слова разочарования:

— Зная тебя и твои способности, я  думаю,  ты  смог  бы  сделать  это гораздо лучше.

— Ты мог бы сделать это намного лучше.

— Эта идея никогда не сможет быть реализована.

— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Психологическая поддержка  основана  на  том,  чтобы  помочь  ребенку почувствовать  свою  нужность.

Поддерживать можно посредством:

  1. отдельных  слов  («красиво»,  «аккуратно»,  «прекрасно»,   «здорово», «вперед», «продолжай»); 2.высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится,  как ты  работаешь»,  «Это  действительно  прогресс»,  «Я  рад   твоей   помощи»,«Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты  в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя  все  получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

3.прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

4.совместных действий, физического соучастия (сидеть,  стоять  рядом  с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

5.выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

 

 

Одно из правил жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого.

 

 

 

 

Составители:

Навалихина В.И. –педагог-психолог

Тырышкина Л.В. –педагог-психолог

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №92 с углубленным  изучением  отдельных предметов»,

Школьное структурное подразделение

«центр содействия и укрепления здоровья обучающихся»

 

«Психологическая поддержка

как способ улучшения взаимоотношений между взрослыми и детьми».

(Рекомендации для педагогов и родителей)

 

 

Кемерово,2014

Психологическая поддержка