Методические рекомендации психолога
для педагогов 5-8 классов в помощь организации эффективного взаимодействия с учётом психофизических возрастных особенностей
Возраст 12-15 лет
Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма) | Педагогические трудности | Рекомендации учителю |
· Подростковый кризис, гормональная буря
· Период неустойчивости и неуравновешенности · Нервная система находится в стадии активного формирования · Начало полового созревания · Подъем жизнерадостности, стремление к активным действиям |
· Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
· Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться |
· Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребенка
· Учебная деятельность через общение |
· Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
· К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление |
· В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия
· Преобладает механическое запоминание, зубрежка – ведущая к перегрузке · Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения |
· Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания
· Повторно обратиться к алгоритму учебной деятельности |
· Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
· Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого · Сравнение себя с другим |
· Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям | · Помочь подростку в самооценке своих личных качеств |
· Становление стержневых избирательных интересов
· Работа в профориентационном направлении (выбор профиля) |
· Устойчивость саморегуляции низкая
· Общественные интересы неустойчивы · Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю |
· Выработка навыков саморегуляции
1) способности к достижению цели 2) потребности подростка в самовоспитании · Уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности обучения |
· Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи | · Несформированность приемов мыслительной деятельности
· Несформированность словарно-логического мышления · Неумение делать выбор |
· Развивать и поощрять появление хороших черт |
· Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
· Нет гармонии с самим собой |
· Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрежки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
· На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно · Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников |
· Не делать попыток публично разбирать поступки ребенка, ставя его перед классом
· Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях · Не снижать объем индивидуальной работы · Порекомендовать позаниматься с другими педагогами |
· Бегло – в темпе свободной речи выразительно читать научно-популярные, публицистические тексты
· Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины |
· Неумение составлять план ответа | · Давать задания творческого характера
· Рекомендовать для работы словари и энциклопедии |
Составители: педагог-психолог Навалихина В. И
педагог-психолог Тырышкина Л.В.