Методические рекомендации психолога

Методические рекомендации психолога
для  педагогов   5-8 классов в помощь организации эффективного взаимодействия  с учётом  психофизических возрастных особенностей

Возраст 12-15 лет

Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма) Педагогические трудности Рекомендации учителю
·    Подростковый кризис, гормональная буря

·    Период неустойчивости и неуравновешенности

·    Нервная система находится в стадии активного формирования

·    Начало полового созревания

·    Подъем жизнерадостности, стремление к активным действиям

·   Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость

·   Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться

·       Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребенка

·       Учебная деятельность через общение

·    Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания

·    К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление

·   В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия

·   Преобладает механическое запоминание, зубрежка – ведущая к перегрузке

·   Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения

·       Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания

·       Повторно обратиться к алгоритму учебной деятельности

·    Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое

·    Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого

·    Сравнение себя с другим

·   Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям ·       Помочь подростку в самооценке своих личных качеств
·    Становление стержневых избирательных интересов

·    Работа в профориентационном направлении (выбор профиля)

·   Устойчивость саморегуляции низкая

·   Общественные интересы неустойчивы

·   Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю

·       Выработка навыков саморегуляции

1)    способности к достижению цели

2)    потребности подростка в самовоспитании

·       Уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности обучения

·    Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи ·   Несформированность приемов мыслительной деятельности

·   Несформированность словарно-логического мышления

·   Неумение делать выбор

·       Развивать и поощрять появление хороших черт
·    Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками

·    Нет гармонии с самим собой

·   Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрежки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях

·   На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно

·   Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников

·       Не делать попыток публично разбирать поступки ребенка, ставя его перед классом

·       Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях

·       Не снижать объем индивидуальной работы

·       Порекомендовать позаниматься с другими педагогами

·    Бегло – в темпе свободной речи выразительно читать научно-популярные, публицистические тексты

·    Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

·   Неумение составлять план ответа ·       Давать задания творческого характера

·       Рекомендовать для работы словари и энциклопедии

 

 

Составители: педагог-психолог Навалихина В. И
педагог-психолог Тырышкина Л.В.

Методические рекомендации психолога