Рекомендации для педагогов, родителей по профилактике аутодеструктивного поведения подростков.
Суицид- акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.
Факторы суицидального риска: генетические , психолого-психиатрические, социально-средовые.
Формы суицидальной активности:
- суицидальные мысли
- суицидальные поступки
- завершенный суицид.
Виды суицидального поведения:
- демонстративно-шантажное
- самоповреждающее
- истинное
Выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения:
- «Призыв»- цель привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.
- «Протест»- выразить свой гнев, наказать окружающих, чаще совершаются на фоне межличностного конфликта, попытки носят импульсивный характер.
- «Избегание»- в ситуации беспомощности, безысходности на фоне крайне травматичной ситуации.
- «Самонаказание»- суицид совершат под влиянием стыда, вины, ненависти к себе.
«Отказ»- в основе лежит стремление умереть.
Причины суицидов среди детей:
- дисгармония в семье
- несформированное понимание смерти
- отсутствие идеологии в обществе
- саморазрушающее поведение
- ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям
- депрессия
Группа риска:
- незаконченная попытка суицида
- суицидальные угрозы, прямые или завуалированные
- тенденции к самоповреждению
- суициды в семье
- алкоголизм
- употребление ПАВ
- аффективные расстройства
- хронические или смертельные болезни
- семейные проблемы
- сверхкритичные к себе подростки
- лица, страдающие от недавно испытынных унижений или трагических утрат.
- Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.
- Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде — есть слишком мало или слишком много;
– во сне — спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде — стать неряшливым;
– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
- Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, что его беспокоит, в чем проблема.
Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы . Важно не оставлять человека в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Составители:
Навалихина В. И -педагог-психолог
Тырышкина Л. В –педагог-психолог